Китайцу что в руки не дай, на выходе все равно получится глиняная свистулька. Заскочил в магазин за кофе, в соседнем китайском магазинчике “хлама и говна” углядел диковинный гибрид: помесь Санта Клауса и Щелкунчика. То есть, классический Щелкунчик (зольдат), только в белом(!!!) мундире и с головой Санта Клауса. “А что тебе не нравится, лаовай?! Два в одном и десёво!!!”
Если говорить серьёзно, то я не устаю удивляться комментаторам, которые взахлёб разглагольствуют о величии Китая и его мировой экспансии, при этом подобно оруэлловским персонажам* не замечающим очевидной шизофреничности ситуации. Ведь если разобраться, существует три Китая: 1) Мировой Гегемон – страшная милитаристская держава, угрожающая всем, от Америки, до Аргентины; 2) Мировая Фабрика, где производят всё, от трусов, до компьютеров**, при этом объектам угрозы почему-то не страшно переносить туда производства, хотя в какой-то момент есть риск быть от них отрезанными и 3) Мировой Инвестор – в странах, объектах страшной Угрозы, почему-то очень любят китайские деньги и одинаково привечают и крупных инвесторов, и мелких, а сделки блокируются правительствам в случаях исключительных. Собственно, австралийский рынок недвижимости надувают через жопу соломинкой за счет Китая вот уже 15 лет подряд.
А вот если сложить эти один плюс один плюс один, да помножить на государственный строй Китая (коммунистическая народная республика наверху и колониальный капитализм внизу) – вот тут то истина и откроется. Правда, не сразу.
*) Оруэлл, как на четверть француз и человек французской культуры, под “двоемыслием” имел в виду не это, но это уже нужно знать о взаимоотношениях англичан и французов “изнутри”.
**) По западным лицензиям и технологиям.